Педагогам
КАК СОЗАТЬ БЛАГОПРИЯТНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ НА УРОКЕ
07.05.2025Благоприятный психологический климат на уроке зависит от многих факторов, которые практически невозможно обозначить в небольшой памятке. В ней отмечены наиболее актуальные для учителя моменты:
- Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока.
- Отношение учащихся к учителю - это важнейшая составляющая психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие на восприятие учителя учащимися и на их отношение к нему.
- Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроением.
- Учитель должен уметь настроить себя на жизнерадостное общение с детьми.
- Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
- Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональные состояния отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.
- Чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке, учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность.
- Если осуждение со стороны учителя неизбежно, оно должно соответствовать степени вины учащегося.
- Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку. Стремитесь к организованному началу урока.
- Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм.
- Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.
- Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытывают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке.
- Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
- Прекращайте урок со звонком. Напомните дежурному о его обязанностях.
- Удерживайтесь от излишних замечаний.
- Не допускайте конфликтов с учениками и тем более с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
- Помните слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
21.03.2025ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Что именно склонно понимать большинство из нас под термином «современная молодежь»? Это новое поколение, которое стремится определять социальную и отчасти экономическую ситуацию в стране. Совсем недавно, во времена наших бабушек и дедушек, молодежь воспитывало старшее поколение, но теперь наблюдается обратная тенденция - молодежь «воспитывает» общество, пытаясь навязать ему свои взгляды. Нетрудно догадаться, что это приводит к конфликтам отцов и детей, которые в настоящее время превосходят по своим масштабам все конфликты. Наверное, поэтому у современной молодежи возникает так много социально-психологических проблем.
Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует:
1) самосознание – целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самовоспитания, самосовершенствования;
2) собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;
3) стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердиться, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т.д. Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории – действительности.
Юношеский возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, так как биологическое, физиологическое и половое созревание завершено, но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения и жизненной позиции, выбор спутника жизни, создание своей семьи.
Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».
Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:
1) открытие своего внутреннего мира – юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества;
2) появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования;
3) формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности его тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально психологические качества.
Признаки физически и психически здорового 17/18-летнего человека
- Не имеет хронических болей и заболеваний.
- Оптимистично настроен.
- Имеет высокую/адекватную самооценку, не меняющуюся от неудач и чьего-то негативного мнения.
- Гордится своими успехами, в меру честолюбив.
- С удовольствием общается со сверстниками обоих полов.
- Имеет разнообразные интересы, не подвержен хандре и скуке.
- Признает необходимость правил. Законопослушен.
- Энергичен, полон энтузиазма, идей и идеалов.
- Имеет некий план на ближайшие несколько лет.
- Берет на себя ответственность за собственные поступки.
- Заботится о своем здоровье.
- Уважительно относится к родителям и другим членам семьи.
- Доброжелателен.
- Успешно учится и/или работает.
- Не стесняется задавать родителям, какие бы то ни было вопросы.
Черты, которые должны насторожить
- Имеет низкую самооценку.
- Имеет мало (или вообще не имеет) друзей.
- С трудом учится.
- Не знает, чего хочет.
- Имеет историю столкновений с милицией/инспекцией по делам несовершеннолетних за нарушение правил и законов.
- Чрезмерно тревожен, многого боится.
- Подвержен вспышкам агрессии, направленной на себя, людей, животных, предметы.
- Постоянно лжет.
- Ни в чем не проявляет инициативы.
- Не может определиться с местом учебы, не может найти работу.
- Не имеет жизненных целей.
- Чрезмерно зависим от родителей.
Стиль жизни молодого человека
- Молодые люди редко обращаются к врачам и не очень хорошо заботятся о своем здоровье.
- Приводите примеры того, чем чревато употребление фаст-фуда.
- Напоминайте о вреде алкоголя, табакокурения (в том числе и пассивного курения) и вейпов.
- Если вы видите, что с ним происходит что-то плохое, дайте понять, что готовы помочь. Не настаивайте на том, чтобы он рассказывал вам все о своей жизни.
- Сон. Молодые люди склонны вести весьма спонтанный образ жизни, подолгу засиживаться допоздна, из-за чего могут страдать здоровье, учеба и отношения с людьми. Напомните, что необходимо ложиться и вставать каждый день в одно и то же время, и что спать нужно восемь – десять часов в сутки.
ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
13.02.2025ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Типичные ошибки и заблуждения, бытующие среди взрослых, которые затрудняют профилактику самоубийств
Заблуждение1. Самоубийства совершаются в основном психически ненормальными людьми.
Заблуждение 2. Самоубийство предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает.
Заблуждение 3. Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийство.
Заблуждение 4. Если загрузить человека работой, то ему некогда думать о самоубийстве.
Заблуждение 5. Чужая душа - потемки. Предвидеть попытку самоубийства невозможно.
Заблуждение 6. Существует некий тип людей, «склонных к самоубийству».
Заблуждение 7. Не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек решился на самоубийство.
Заблуждение 8. Решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки.
Причины подростковых самоубийств
- Проблемы и конфликты в семье, в учебном заведении
- Насилие в семье
- Несчастная любовь
- Подражание кумирам или из чувства коллективизма
- Потеря родственников и близких
Признаки высокого риска суицидального поведения
На основе различных поведенческих проявлений можно своевременно выявить подростков с высоким риском суицидальных действий.
- Открытые высказывания о желании покончить с собой (друзьям, взрослым, родственникам, близким людям, знакомым).
- Косвенные «намеки» на возможность суицидальных действий — «репетиция самоубийства» (публичная демонстрация петли из брючного ремня, веревки и т. п.; «игра» с имитацией самоубийства).
- Активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств покончить с собой и создание соответствующих условий (накапливание лекарственных средств, поиск и хранение отравляющих жидкостей, укрепление веревки и т. д.).
- Фиксация на примерах самоубийства (повышенный интерес, частые разговоры о самоубийствах вообще).
- Нарушение межличностных отношений, узкий круг контактов, стремление к уединению.
- Чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другой класс или школу, о госпитализации.
- Изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных («зловещее спокойствие» и собранность), возбужденное поведение и повышенная активность, общительность у малоподвижных и молчаливых.
- Внезапное проявление несвойственных ранее черт аккуратности, откровенности, щедрости (раздача личных вещей (фотоальбомов, часов, вещей и т. п.), которая зачастую сопровождается символическим прощанием).
- Утрата интереса к окружающему (вплоть до полной отрешенности).
- Размышления на тему самоубийства могут приобретать «художественное» оформление: в записной книжке, тетради для занятий изображаются рисунки и надписи, иллюстрирующие депрессивное состояние (например, гробы, кресты, виселицы).
Рекомендации для тех, кто рядом с человеком, склонным к суициду
1) Не отталкивайте учащегося, если он/она решил (а) разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией
2) Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности у учащегося, не игнорируйте предупреждающие знаки
3) Не предлагайте того, чего не в состоянии сделать
4) Дайте знать, что хотите ему/ей помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете; если какая-то информация может повлиять на его/ее безопасность
5) Сохраняйте спокойствие и не осуждайте его/ее, не зависимо от того, что он/она говорит
6) Говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза. Вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы
7) Постарайтесь узнать у учащегося план действий, так как конкретный суицидальный план – это знак реальной опасности
8) Убедите учащегося, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью. Не предлагайте упрощенных решений
10) Дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его/ее за эти чувства
11) Помогите ему/ей понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией
12) Помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс
13) При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его/ее внутреннее состояние
14) Помогите ему/ей понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно
Контактные телефоны для тех,
кто оказался в сложной жизненной ситуации
- Круглосуточная кризисная телефонная линия по проблемам семьи и детей: (017) 317-32-32
Круглосуточно. Анонимно. Конфиденциально
- Телефон доверия для детей и подростков:
(017) 263-03-03. Круглосуточно. Анонимно. Конфиденциально
- Экстренная психологическая помощь для взрослых:
(017) 290-44-44. Круглосуточно. Анонимно. Конфиденциально
Центры, дружественные к подросткам (ЦДП) города Минска
- Октябрьский район, ЦДП «Галс»
УЗ «13-я городская детская клиническая поликлиника»
ул. Кижеватова, д.60, корп. Д, ☎ тел. 375(017) 398-31-63
- Первомайский район, ЦДП «Вместе»
УЗ «11-я городская детская поликлиника»
ул.Никифорова, 5, ☎ тел. 375(017) 264-36-39
- Ленинский район, ЦДП «Парус надежды»
УЗ «7-я городская детская поликлиника»
ул.Плеханова, 127, ☎ тел. 375(017) 368 32 34
- Заводской район, ЦДП «Успех»
УЗ «23-я городская детская поликлиника»
ул. Герасименко, 22, корп.2, ☎ тел. 375(017) 291-20-39
- Московский район, ЦДП «Доверие»
УЗ «8-я городская детская поликлиника»
ул. Есенина, 66, ☎ тел. 375(017) 272-22-94
- Фрунзенский район, ЦДП «Юникс»
УЗ «4-я городская детская клиническая поликлиника»,
ул. Налибокская,15, ☎ тел. 375(017) 209-85-61
- Центральный район, ЦДП «Синяя птица»
УЗ «4-я городская поликлиника»
пр. Победителей 93, ☎ тел. 375(017) 369-74-00
- Советский район, ЦДП «Ювентус»
ул. Кольцова, 53/1, ☎ тел. 375(017) 266-45-89
- Партизанский район, ЦДП «Визави»
ул. Фроликова, 2 (1 этаж), ☎ тел. 375(017) 272-45-89
Бесплатно, анонимно, конфиденциально.
Консультативный прием ведут специалисты: врач-педиатр, валеолог,
гинеколог, психолог, врач-уролог.
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА
16.05.2025СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА
Эмоциональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Причины эмоционального выгорания
- Гиперответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций
- Высокая загруженность рабочего дня
- Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки
- Отсутствие поддержки со стороны коллег и руководства
- Взаимодействие с большим количеством людей
- Неоднозначные запросы на работе
- Недружелюбный коллектив, «трудные» родители (сплетни, незаслуженная критика)
- Расхождение в затраченных ресурсах на выполнение профессиональных задач и в вознаграждение
- Отсутствие хобби
На фоне эмоционального выгорания развиваются такие личностные особенности, как нерешительность, пассивность, консерватизм, закрытость, перепады настроения, раздражительность, эмоциональная холодность, сверхконтроль.
Стадии эмоционального выгорания
ПЕРВАЯ СТАДИЯ - эмоциональное истощение
Человек энергетически вымотан, обнулен, эмоциональный фон снижен. Нет сил интересоваться чем-то новым, чему-то учиться, работать, кому-то помогать, сочувствовать, даже просто радоваться. У человека появляется жуткое ощущение нехватки времени.
«Я ничего не успеваю, дела накапливаются как снежный ком. Разгрести их уже, вряд ли, получится», - жалуется человек с синдромом выгорания. Нехватка времени — всегда показатель нехватки энергии. При этом появляется равнодушие и разочарование в людях, работе, профессии, организации, в которой человек работает.
Эмоциональное истощение - это защитный механизм, который позволяет дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы.
Симптомы эмоционального истощения
1) Перенапряжение
2) Ощущение нехватки сил и энергии, усталость, переутомление
3) Сниженный эмоциональный фон (уныние, депрессия)
4) Ощущение «пустоты»
5) Равнодушие к работе, коллегам, ученикам
6) Разочарование, неудовлетворенность
7) «Нехватка времени»
8) Нарушение сна
ВТОРАЯ СТАДИЯ - деперсонализация (обезличивание)
Если на первой стадии человек не понял, о чем ему сигнализирует организм, не сделал выводы, не дал себе возможность восстановиться, то наступает вторая стадия синдрома эмоционального выгорания - деперсонализация.
Деперсонализация — это процесс перехода межличностных отношений в более формальные и бездушные. Человек становится черствым, безразличным, холодным, циничным, более конфликтным, злым, раздражительным. Естественно, это разрушительно сказывается на его отношениях с людьми.
Симптомы деперсонализации
1) Раздражение к людям (коллегам, подчиненным, ученикам), злоба
2) Потеря интереса к общению
3) Деформация (обезличивание) межличностных отношений
4) Негативизм
5) Цинизм и пренебрежение к подчиненным, ученикам
6) Или наоборот может повыситься зависимость от других
7) Снижается КПД
И если человек не делает выводы, то наступает 3 стадия.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ - редукция (редуцирование) личных достижений
Редукция означает обесценивание своих успехов, снижение чувства компетентности в работе, негативное самовосприятие, недовольство собой. У человека снижается самооценка, появляется недовольство собой и результатами своей работы, он винит себя за негативизм и черствость. У него возникают различные психосоматические заболевания. На этой стадии люди начинают больше пить, курить, употреблять антидепрессанты, может появиться какая-то форма зависимости.
Симптомы 3 стадии
1) Снижение самооценки
2) Обесценивание или низкая оценка своих успехов
3) Негативное отношение работе
4) Снижение мотивации
5) Снятие с себя ответственности, обязанностей в отношении других
6) Безразличие, черствость к людям
7) Общение с людьми вызывает дискомфорт
8) Психосоматические заболевания
9) Появление зависимостей (злоупотребление алкоголем кофеином, никотином, антидепрессантами, наркотиками и т.п.)
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Тест «Нужно ли бороться со стрессом?» (по А. И. Тащевой)
Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов.
- Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?
- Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?
- Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?
- Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?
- Испытываете ли вы головные боли от конфликтов в семье?
- Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?
- Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?
- Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли о себе знать, когда вы эмоционально расстроены?
- Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?
- Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени, на решение чужих проблем и у вас не остается времени на себя?
Посчитайте положительные результаты, если их больше 4, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – здоровья.
Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов
- Важна общая дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе.
- Профессиональное развитие и самосовершенствование. Новые знания избавят от эмоционального и интеллектуального застоя.
- Тайм-ауты. Для того чтобы отвлечься от работы хороши любые методы: прогулка после работы, поездка за город на выходные, короткий отпуск.
- Спорт, фитнес, йога. Любые активные физические упражнения и занятия.
- Положительное эмоциональное общение. Родные и друзья не только поддерживают в трудную минуту, но и помогают нам создать собственную «копилку» светлых воспоминаний, которые помогут тогда, когда никого из близких нет рядом.
- Хобби. Нельзя жить только обязанностями. Должно быть что-то для души, занятие, помогающее отвлечься от повседневности. Чем больше у вас таких занятий – тем лучше.
- Длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, движение, танцы, музыка, баня, сауна, массаж.
- Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни.
- Не забывайте хвалить себя! Улыбайтесь! Даже если не хочется.
- Делайте дни «информационного отдыха» от социальных сетей, ТВ и компьютера.
- Читайте книги.
- Посещайте, выставки, театры, концерты.
- Уделяйте внимание своему здоровью как физическому, так и психологическому.
Мы в соцсетях & RSS