Педагогам

КАК СОЗАТЬ БЛАГОПРИЯТНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ НА УРОКЕ

07.05.2025
Данная статья подчеркивает важность создания благоприятного психологического климата на уроке, который зависит от отношения учителя к работе, эмоционального состояния и умения учитывать возрастные особенности учащихся. В ней представлены ключевые рекомендации по подготовке и проведению урока, направленные на развитие доброжелательной атмосферы, контроль дисциплины и взаимопонимания между учителем и учениками.
развернуть

Благоприятный психологический климат на уроке зависит от многих факторов, которые практически невозможно обозначить в небольшой памятке. В ней отмечены наиболее актуальные для учителя моменты:

 

  • Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока.
  • Отношение учащихся к учителю - это важнейшая составляющая психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие на восприятие учителя учащимися и на их отношение к нему.
  • Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроением.
  • Учитель должен уметь настроить себя на жизнерадостное общение с детьми.
  • Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
  • Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональные состояния отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.
  • Чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке, учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность.
  • Если осуждение со стороны учителя неизбежно, оно должно соответствовать степени вины учащегося.
  • Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку. Стремитесь к организованному началу урока.
  • Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм.
  • Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.
  • Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытывают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке.
  • Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
  • Прекращайте урок со звонком. Напомните дежурному о его обязанностях.
  • Удерживайтесь от излишних замечаний.
  • Не допускайте конфликтов с учениками и тем более с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
  • Помните слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.
свернуть

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

21.03.2025
Статья описывает особенности психофизического развития юношества, его этапы формирования самосознания, мировоззрения и жизненных целей. Также в ней приведены признаки здорового молодого человека, признаки тревожных состояний и рекомендации по заботе о здоровье и образе жизни подростков.
развернуть

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Что именно склонно понимать большинство из нас под термином «современная молодежь»? Это новое поколение, которое стремится определять социальную и отчасти экономическую ситуацию в стране. Совсем недавно, во времена наших бабушек и дедушек, молодежь воспитывало старшее поколение, но теперь наблюдается обратная тенденция - молодежь «воспитывает» общество, пытаясь навязать ему свои взгляды. Нетрудно догадаться, что это приводит к конфликтам отцов и детей, которые в настоящее время превосходят по своим масштабам все конфликты. Наверное, поэтому у современной молодежи возникает так много социально-психологических проблем.

Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует:

1) самосознание – целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самовоспитания, самосовершенствования;

2) собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

3) стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердиться, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т.д. Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории – действительности.

Юношеский возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, так как биологическое, физиологическое и половое созревание завершено, но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения и жизненной позиции, выбор спутника жизни, создание своей семьи.

Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».

Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

1) открытие своего внутреннего мира – юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества;

2) появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования;

3) формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности его тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально психологические качества.

Признаки физически и психически здорового 17/18-летнего человека

  • Не имеет хронических болей и заболеваний.
  • Оптимистично настроен.
  • Имеет высокую/адекватную самооценку, не меняющуюся от неудач и чьего-то негативного мнения.
  • Гордится своими успехами, в меру честолюбив.
  • С удовольствием общается со сверстниками обоих полов.
  • Имеет разнообразные интересы, не подвержен хандре и скуке.
  • Признает необходимость правил. Законопослушен.
  • Энергичен, полон энтузиазма, идей и идеалов.
  • Имеет некий план на ближайшие несколько лет.
  • Берет на себя ответственность за собственные поступки.
  • Заботится о своем здоровье.
  • Уважительно относится к родителям и другим членам семьи.
  • Доброжелателен.
  • Успешно учится и/или работает.
  • Не стесняется задавать родителям, какие бы то ни было вопросы.

Черты, которые должны насторожить

  • Имеет низкую самооценку.
  • Имеет мало (или вообще не имеет) друзей.
  • С трудом учится.
  • Не знает, чего хочет.
  • Имеет историю столкновений с милицией/инспекцией по делам несовершеннолетних за нарушение правил и законов.
  • Чрезмерно тревожен, многого боится.
  • Подвержен вспышкам агрессии, направленной на себя, людей, животных, предметы.
  • Постоянно лжет.
  • Ни в чем не проявляет инициативы.
  • Не может определиться с местом учебы, не может найти работу.
  • Не имеет жизненных целей.
  • Чрезмерно зависим от родителей.

Стиль жизни молодого человека

  • Молодые люди редко обращаются к врачам и не очень хорошо заботятся о своем здоровье.
  • Приводите примеры того, чем чревато употребление фаст-фуда.
  • Напоминайте о вреде алкоголя, табакокурения (в том числе и пассивного курения) и вейпов.
  • Если вы видите, что с ним происходит что-то плохое, дайте понять, что готовы помочь. Не настаивайте на том, чтобы он рассказывал вам все о своей жизни.
  • Сон. Молодые люди склонны вести весьма спонтанный образ жизни, подолгу засиживаться допоздна, из-за чего могут страдать здоровье, учеба и отношения с людьми. Напомните, что необходимо ложиться и вставать каждый день в одно и то же время, и что спать нужно восемь – десять часов в сутки.
свернуть

ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

13.02.2025
Памятка по профилактике суицидального поведения подростков подчеркивает важность правильного восприятия причин и признаков риска, а также необходимости своевременного реагирования и поддержки. Она содержит распространённые заблуждения, причины подростковых суицидов, признаки высокого риска и рекомендации для близких, а также контактные телефоны служб помощи. Основная цель — предупредить трагедии через внимательное отношение и профессиональную помощь.
развернуть

ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

 

Типичные ошибки и заблуждения, бытующие среди взрослых, которые затрудняют профилактику самоубийств

Заблуждение1. Самоубийства совершаются в основном психически ненормальными людьми.

Заблуждение 2. Самоубийство предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает.

Заблуждение 3. Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийство.

Заблуждение 4. Если загрузить человека работой, то ему некогда думать о самоубийстве.

Заблуждение 5. Чужая душа - потемки. Предвидеть попытку самоубийства невозможно.

Заблуждение 6. Существует некий тип людей, «склонных к самоубийству».

Заблуждение 7. Не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек решился на самоубийство.

Заблуждение 8. Решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки.

 

Причины подростковых самоубийств

  • Проблемы и конфликты в семье, в учебном заведении
  • Насилие в семье
  • Несчастная любовь
  • Подражание кумирам или из чувства коллективизма
  • Потеря родственников и близких

 

Признаки высокого риска суицидального поведения

На основе различных поведенческих проявлений можно своевременно выявить подростков с высоким риском суицидальных действий.

  • Открытые высказывания о желании покончить с собой (друзьям, взрослым, родственникам, близким людям, знакомым).
  • Косвенные «намеки» на возможность суицидальных действий — «репетиция самоубийства» (публичная демонстрация петли из брючного ремня, веревки и т. п.; «игра» с имитацией самоубийства).
  • Активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств покончить с собой и создание соответствующих условий (накапливание лекарственных средств, поиск и хранение отравляющих жидкостей, укрепление веревки и т. д.).
  • Фиксация на примерах самоубийства (повышенный интерес, частые разговоры о самоубийствах вообще).
  • Нарушение межличностных отношений, узкий круг контактов, стремление к уединению.
  • Чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другой класс или школу, о госпитализации.
  • Изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных («зловещее спокойствие» и собранность), возбужденное поведение и повышенная активность, общительность у малоподвижных и молчаливых.
  • Внезапное проявление несвойственных ранее черт аккуратности, откровенности, щедрости (раздача личных вещей (фотоальбомов, часов, вещей и т. п.), которая зачастую сопровождается символическим прощанием).
  • Утрата интереса к окружающему (вплоть до полной отрешенности).
  • Размышления на тему самоубийства могут приобретать «художественное» оформление: в записной книжке, тетради для занятий изображаются рисунки и надписи, иллюстрирующие депрессивное состояние (например, гробы, кресты, виселицы).

 

 

Рекомендации для тех, кто рядом с человеком, склонным к суициду

1) Не отталкивайте учащегося, если он/она решил (а) разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией

2) Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности у учащегося, не игнорируйте предупреждающие знаки

3) Не предлагайте того, чего не в состоянии сделать

4) Дайте знать, что хотите ему/ей помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете; если какая-то информация может повлиять на его/ее безопасность

5) Сохраняйте спокойствие и не осуждайте его/ее, не зависимо от того, что он/она говорит

6) Говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза. Вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы

7) Постарайтесь узнать у учащегося план действий, так как конкретный суицидальный план – это знак реальной опасности

8) Убедите учащегося, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью. Не предлагайте упрощенных решений

10) Дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его/ее за эти чувства

11) Помогите ему/ей понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией

12) Помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс

13) При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его/ее внутреннее состояние

14) Помогите ему/ей понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно

 

Контактные телефоны для тех,

кто оказался в сложной жизненной ситуации

  • Круглосуточная кризисная телефонная линия по проблемам семьи и детей: (017) 317-32-32

Круглосуточно. Анонимно. Конфиденциально

  • Телефон доверия для детей и подростков:

(017) 263-03-03. Круглосуточно. Анонимно. Конфиденциально

  • Экстренная психологическая помощь для взрослых:

(017) 290-44-44. Круглосуточно. Анонимно. Конфиденциально

Центры, дружественные к подросткам (ЦДП) города Минска

  • Октябрьский район, ЦДП «Галс»

УЗ «13-я городская детская клиническая поликлиника»

ул. Кижеватова, д.60, корп. Д, ☎ тел. 375(017) 398-31-63

  • Первомайский район, ЦДП «Вместе»

УЗ «11-я городская детская поликлиника»

ул.Никифорова, 5,                       ☎ тел. 375(017) 264-36-39

  • Ленинский район, ЦДП «Парус надежды»

УЗ «7-я городская детская поликлиника»

ул.Плеханова, 127,                      ☎ тел. 375(017) 368 32 34

  • Заводской район, ЦДП «Успех»

УЗ «23-я городская детская поликлиника»

ул. Герасименко, 22, корп.2,      ☎ тел. 375(017) 291-20-39

  • Московский район, ЦДП «Доверие»

УЗ «8-я городская детская поликлиника»

ул. Есенина, 66,                           ☎ тел. 375(017) 272-22-94

  • Фрунзенский район, ЦДП «Юникс»

УЗ «4-я городская детская клиническая поликлиника»,

ул. Налибокская,15,                    ☎ тел. 375(017) 209-85-61

  • Центральный район, ЦДП «Синяя птица»

УЗ «4-я городская поликлиника»

пр. Победителей 93,                    ☎ тел. 375(017) 369-74-00

  • Советский район, ЦДП «Ювентус»

ул. Кольцова, 53/1,                      ☎ тел. 375(017) 266-45-89

  • Партизанский район, ЦДП «Визави»

ул. Фроликова, 2 (1 этаж),          ☎ тел. 375(017) 272-45-89

Бесплатно, анонимно, конфиденциально.

Консультативный прием ведут специалисты: врач-педиатр, валеолог,

гинеколог, психолог, врач-уролог.

свернуть

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА

16.05.2025
Статья описывает синдром эмоционального выгорания у педагогов, его причины, стадии развития и симптомы, а также предлагает методы профилактики и поддержки психического здоровья. Она подчеркивает важность своевременного распознавания признаков выгорания и заботы о себе для сохранения профессиональной эффективности и личного благополучия.
развернуть

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА

Эмоциональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Причины эмоционального выгорания

  • Гиперответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций
  • Высокая загруженность рабочего дня
  • Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки
  • Отсутствие поддержки со стороны коллег и руководства
  • Взаимодействие с большим количеством людей
  • Неоднозначные запросы на работе
  • Недружелюбный коллектив, «трудные» родители (сплетни, незаслуженная критика)
  • Расхождение в затраченных ресурсах на выполнение профессиональных задач и в вознаграждение
  • Отсутствие хобби

На фоне эмоционального выгорания развиваются такие личностные особенности, как нерешительность, пассивность, консерватизм, закрытость, перепады настроения, раздражительность, эмоциональная холодность, сверхконтроль.

Стадии эмоционального выгорания

ПЕРВАЯ СТАДИЯ - эмоциональное истощение

Человек энергетически вымотан, обнулен, эмоциональный фон снижен. Нет сил интересоваться чем-то новым, чему-то учиться, работать, кому-то помогать, сочувствовать, даже просто радоваться. У человека появляется жуткое ощущение нехватки времени.

«Я ничего не успеваю, дела накапливаются как снежный ком. Разгрести их уже, вряд ли, получится», - жалуется человек с синдромом выгорания. Нехватка времени — всегда показатель нехватки энергии. При этом появляется равнодушие и разочарование в людях, работе, профессии, организации, в которой человек работает.

Эмоциональное истощение - это защитный механизм, который позволяет дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы.

Симптомы эмоционального истощения

1) Перенапряжение

2) Ощущение нехватки сил и энергии, усталость, переутомление

3) Сниженный эмоциональный фон (уныние, депрессия)

4) Ощущение «пустоты»

5) Равнодушие к работе, коллегам, ученикам

6) Разочарование, неудовлетворенность

7) «Нехватка времени»

8) Нарушение сна

ВТОРАЯ СТАДИЯ - деперсонализация (обезличивание)

Если на первой стадии человек не понял, о чем ему сигнализирует организм, не сделал выводы, не дал себе возможность восстановиться, то наступает вторая стадия синдрома эмоционального выгорания - деперсонализация.

Деперсонализация — это процесс перехода межличностных отношений в более формальные и бездушные. Человек становится черствым, безразличным, холодным, циничным, более конфликтным, злым, раздражительным. Естественно, это разрушительно сказывается на его отношениях с людьми.

Симптомы деперсонализации

1) Раздражение к людям (коллегам, подчиненным, ученикам), злоба

2) Потеря интереса к общению

3) Деформация (обезличивание) межличностных отношений

4) Негативизм

5) Цинизм и пренебрежение к подчиненным, ученикам

6) Или наоборот может повыситься зависимость от других

7) Снижается КПД

И если человек не делает выводы, то наступает 3 стадия.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ - редукция (редуцирование) личных достижений

Редукция означает обесценивание своих успехов, снижение чувства компетентности в работе, негативное самовосприятие, недовольство собой. У человека снижается самооценка, появляется недовольство собой и результатами своей работы, он винит себя за негативизм и черствость. У него возникают различные психосоматические заболевания. На этой стадии люди начинают больше пить, курить, употреблять антидепрессанты, может появиться какая-то форма зависимости.

Симптомы 3 стадии

1) Снижение самооценки

2) Обесценивание или низкая оценка своих успехов

3) Негативное отношение работе

4) Снижение мотивации

5) Снятие с себя ответственности, обязанностей в отношении других

6) Безразличие, черствость к людям

7) Общение с людьми вызывает дискомфорт

8) Психосоматические заболевания

9) Появление зависимостей (злоупотребление алкоголем кофеином, никотином, антидепрессантами, наркотиками и т.п.)

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Тест «Нужно ли бороться со стрессом?» (по А. И. Тащевой)

Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов.

  1. Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?
  2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?
  3. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?
  4. Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?
  5. Испытываете ли вы головные боли от конфликтов в семье?
  6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?
  7. Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?
  8. Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли о себе знать, когда вы эмоционально расстроены?
  9. Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?
  10. Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени, на решение чужих проблем и у вас не остается времени на себя?

Посчитайте положительные результаты, если их больше 4, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – здоровья.

Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов

  • Важна общая дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе.
  • Профессиональное развитие и самосовершенствование. Новые знания избавят от эмоционального и интеллектуального застоя.
  • Тайм-ауты. Для того чтобы отвлечься от работы хороши любые методы: прогулка после работы, поездка за город на выходные, короткий отпуск.
  • Спорт, фитнес, йога. Любые активные физические упражнения и занятия.
  • Положительное эмоциональное общение. Родные и друзья не только поддерживают в трудную минуту, но и помогают нам создать собственную «копилку» светлых воспоминаний, которые помогут тогда, когда никого из близких нет рядом.
  • Хобби. Нельзя жить только обязанностями. Должно быть что-то для души, занятие, помогающее отвлечься от повседневности. Чем больше у вас таких занятий – тем лучше.
  • Длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, движение, танцы, музыка, баня, сауна, массаж.
  • Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни.
  • Не забывайте хвалить себя! Улыбайтесь! Даже если не хочется.
  • Делайте дни «информационного отдыха» от социальных сетей, ТВ и компьютера.
  • Читайте книги.
  • Посещайте, выставки, театры, концерты.
  • Уделяйте внимание своему здоровью как физическому, так и психологическому.

 

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы:

Шрифт
Тема
Шрифт
Межбуквенное расстояние
Изображения