Экзамены 2025
Советы психолога
Позитивное мышление
Любую ситуацию в жизни можно расценивать по-разному: кто-то ко всему относится критически и подмечает недостатки даже в самом приятном событии, а кто-то, напротив, старается окрасить происходящее в жизнерадостные цвета и находит позитив в самом затруднительном положении. Умение легко и с юмором переживать все возникающие проблемы поможет вам сохранить ваше психическое здоровье, оградит от негативных воздействий стрессов и тревог. Вы научитесь искать положительные моменты в любой ситуации, относиться к случившемуся как к жизненному уроку, а не как к ошибке или невезению, извлекать опыт и новые возможности из происходящего, а не унывать и впадать в депрессию при возникновении преград и затруднений.
Прекрасным примером позитивно мыслящего человека может послужить известный философ Сократ, который с юмором относился к любым ситуациям. Известно, что его жена Ксантиппа была ужасно сварливой женщиной и однажды в приступе гнева плеснула Сократу в лицо горячей водой, после чего у него остался шрам. Позже один из учеников философа, зная о проблемах в личной жизни мудреца, задал ему вопрос о том, стоит ли жениться. Ученый, не думая ни минуты, ответил однозначно: «Стоит. Если вам повезет – вы будете счастливы, а если нет – станете философом».
Предлагаем вам еще несколько полезных рекомендаций о том, как мыслить позитивно:
Избегайте негативных влияний. Научитесь говорить «нет» тому, что вам не нравится и доставляет дискомфорт. Окружайте себя позитивными людьми.
Смотрите на вещи под разными углами. Научитесь извлекать полезный опыт из любой ситуации и видеть светлые моменты во всем.
Чаще улыбайтесь. Помните, что даже улыбка без повода обязательно поднимает настроение.
Выделяйте время, чтобы заниматься тем, что вас радует, доставляет вам удовольствие. Прогулка, шоппинг, чтение, просмотр фильма помогут поддерживать настрой в позитивном ключе.
Найдите то, что мотивирует вас, поднимает настроение. Например, удачная цитата, которую можно распечатать и вложить в бумажник, или любимая песня, слушая которую, вы сможете веселее и легче шагать по жизни.
Ставьте цели и достигайте их. Начните с малого, постепенно переключаясь на большее. Это сделает вашу жизнь интересной и наполненной смыслом.
Не бойтесь неудач. Как говорил Ф. Д. Рузвельт: «Единственное, чего стоит бояться – это сам страх».
Не сдавайтесь. Настойчивость непременно способствует достижению положительных результатов.
Очевидно, что для хорошего здоровья и настроения нужно правильно питаться, заниматься спортом, отказаться от вредных привычек, уважительно относиться к себе и к окружающим, баловать себя, кушать бананы и шоколад (в умеренных количествах), вдыхать любимые ароматы, не переживать стрессовые ситуации чрезмерно сильно, не поддаваться панике, не тревожиться, радоваться и мечтать!
Как справиться со стрессом во время экзаменов?
10 советов для учащихся
Подготовка к экзаменам неразрывно связана со стрессом — и в небольших количествах он даже полезен: повышает мотивацию и производительность, помогает с концентрацией и тренирует психику. Но если стресса слишком много, способность усваивать информацию наоборот, снижается.
Чтобы пережить подготовку, сохранив уровень стресса на «полезном» и безопасном уровне, и, конечно, сдать экзамен, стоит придерживаться нескольких правил.
- Сохраняйте позитивный настрой
Мысли о последствиях проваленного экзамена вряд ли добавят мотивации — а вот испортить настроение могут запросто. Не думайте о том, что вы ничего не знаете и у вас ничего не получится — вместо этого хвалите себя за пройденный материал и отмечайте каждый выученный вопрос как очередной шаг к достижению цели.
- Используйте аффирмации
Исследование, проведенное специалистами Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, показало, что со стрессом перед экзаменами помогут справиться аффирмации — позитивные утверждения, которые вы проговариваете сами себе (например, перед зеркалом).
Вот несколько аффирмаций:
Я полностью сосредоточен
Я продолжаю усердно работать
Я наслаждаюсь процессом обучения
Я точно сдам этот экзамен
Мне нравится сдавать экзамены
Репетируйте экзамен в голове
- Моделирование ситуации экзамена
Если вас заставляют волноваться сами атрибуты экзамена — взгляд и голос преподавателя или запах, стоящий в аудитории — стоит попробовать к ним привыкнуть. Моделируйте ситуацию экзамена в голове, представляя моменты от входа в аудиторию до диалога с учитедем. Сбросив иррациональный страх (ведь атрибуты никак не влияют на ваш уровень подготовки), вам будет проще сконцентрироваться.
Избежать волнений по поводу подготовки тоже можно с помощью «репетиций». Успешное прохождение пробного теста заставит вас поверить в себя.
- Отдыхайте
Смена деятельности помогает лучше усваивать материал, а любимые занятия — успокоиться и перестать нервничать. Правда, подойдет не любой отдых — например, если вы готовились к экзамену за ноутбуком, а потом прервались на компьютерные игры, вы не почувствуете, что отдохнули (даже если игры — ваше любимое дело), и преждевременная усталость вызовет чувство вины за потраченное время. Лучше выйти на улицу, сделать зарядку, погулять, поплавать, потанцевать или сходить в спортзал.
Отдыхайте в сам день экзамена вне зависимости от результата, даже если скоро следующий — вам необходимо переключиться и дать себе заслуженную передышку.
- Не пейте много кофе
Кажется, что кофе помогает сосредоточиться, но на самом деле он просто усиливает возбуждение коры головного мозга — это мешает запоминать информацию и ведет к нарушению сна. Также не рекомендуется злоупотреблять сахаром и быстрыми углеводами (в частности снэками и фаст-фудом), лучше заменить их овощами, фруктами и орехами.
- Высыпайтесь
Когда мы спим, информация переходит из кратковременной памяти в долговременную, мы успокаиваемся и заряжаемся на учебу, а когда слишком долго бодрствуем — наоборот, теряем концентрацию, становимся раздражительными и хуже усваиваем материал.
Поэтому не жертвуйте сном, даже если кажется, что каждая минута на счету — лучше сохранить нервы и выучить 15 вопросов из 20, но на отлично, чем переневрничать из-за дедлайнов, успеть выучить все 20 вопросов, но забыть половину на следующий день.
- Уберитесь в комнате
Чем больше в вашем поле зрения вещей, тем чаще вы на них отвлекаетесь — в результате вы теряете концентрацию и нервничаете. Поэтому стоит избавиться от всего лишнего — пускай на рабочем столе останутся только необходимые для подготовки книги, конспекты и компьютер (если без него никак).
Не требуйте от себя большего, чем можете выполнить
Допустим, в экзамене 60 вопросов. Вы хорошо отдохнули и принялись за учебу. На разбор и запоминание одного вопроса у вас ушло 20 минут — значит, на пике эффективности вы усваиваете три вопроса в час.
Если до экзамена осталось пять дней, все отлично — вы можете заниматься по четыре часа и учить по 12 билетов в день, не снижая темпы из-за усталости. А если до экзамена всего день, то увы, выучить все как следует точно не получится.
Постройте реалистичный план и не переживайте из-за того, что ничего не успеете. Лучше сконцентрируйтесь на части вопросов (лучше начать с тех, которые будет проще выучить)
- Готовьтесь эффективно
Процесс подготовки не должен быть хаотичным — лучше составить план и стараться придерживаться его. Ощущение контроля поможет справиться со стрессом, а из-за возросшей концентрации и эффективности вы закончите готовиться (а значит, испытывать стресс) раньше.
Вот как повысить продуктивность:
Проанализируйте, в какое время и где вам больше нравится учиться — это может быть комната в квартире, веранда на даче, библиотека или что-нибудь еще;
Поделите подготовку на небольшие подходы — например, по три вопроса между перерывами или по 25 минут с пятиминутными «передышками»;
Используйте мнемонические техники — рифмуйте и придумывайте ассоциации и аббревиатуры (простой пример: «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания цветов радуги);
Пишите на бумаге и проговаривайте текст вслух — так вы задействуете сразу три вида памяти: зрительную (потому что видите написанное), двигательную (потому что рука «запоминает» то, что вы пишете) и слуховую (потому что вы слышите то, что проговариваете);
Повторяйте выученное — например, методом интервальных повторений (первый повтор сразу, второй — через 20 минут, третий — через восемь часов, четвертый — через сутки);
Упрощайте — так, будто объясняете материал восьмилетнему ребенку. Это поможет разложить материал до базовых составляющих, которые легче запомнить.
- Выучите несколько упражнений для снятия тревоги
Если чувствуете, что волнение достигло пика — особенно это актуально в последние минуты перед экзаменом — выполните упражнение для успокоения. Их много, и они, как правило, связаны с дыханием.
Например, вдыхать и выдыхать воздух, считая на выдохе до четырех. Или сделать шесть глубоких вдохов-выдохов и попить воды. Или считать на вдохе до трех, а на выдохе до пяти. В некоторых упражнениях рекомендуется положить руку на живот. Справедливо отметить — эффективной будет любая «остановка времени» и концентрация на глубоком дыхании, а количество вдохов и выдохов не так важно.
- Помните, что вы не один
Вы сдаете экзамен всем классом — и готовиться к нему тоже можно не в одиночку. Во-первых, совместная подготовка это эффективно, потому что вы будете дисциплинировать друг друга и сможете закреплять материал вместе. Во-вторых, так вам будет спокойнее — вы будете ощущать поддержку.
Памятка участнику ЦЭ
1. Памятка участнику
Общие положения:
1.1. После завершения процедуры регистрации для участия в централизованном экзамене (далее – ЦЭ) участнику ЦЭ выдается пропуск.
1.2. Участник ЦЭ ИМЕЕТ ПРАВО:
· зарегистрироваться для участия в ЦЭ по белорусскому или русскому языку (на выбор) и одному профильному предмету (на выбор);
· пользоваться только на ЦЭ по химии и физике калькулятором, который не является средством хранения, приема и передачи информации.
1.3. Участник ЦЭ, не явившийся на ЦЭ либо освобожденный во время проведения ЦЭ от участия в нем по уважительным причинам (заболевание или другие не зависящие от учащегося обстоятельства, подтвержденные документально), проходит его в резервные дни и (или) иные сроки.
1.4. Участнику ЦЭ необходимо соблюдать деловой стиль одежды.
1.5. Участник ЦЭ должен прибыть в пункт проведения ЦЭ, имея при себе пропуск, документ, удостоверяющий личность (паспорт, ID-карта (пластиковая смарт-карта), вид на жительство в Республике Беларусь, удостоверение беженца, справка, выдаваемая в случае утраты (хищения) документа, удостоверяющего личность), ручку (гелевую или капиллярную) с чернилами черного цвета, калькулятор (только на ЦЭ по химии и физике). Участники ЦЭ, ранее не зарегистрированные или не имеющие при себе документа, удостоверяющего личность, к прохождению ЦЭ не допускаются.
Участник ЦЭ, прибывший на ЦЭ после вскрытия пакета с экзаменационными работами, в аудиторию не допускается.
1.6. При получении экзаменационных материалов участник ЦЭ обязан убедиться в соответствии номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы. Участник ЦЭ обеспечивает сохранность экзаменационных материалов с момента их получения до момента передачи педагогическим работникам в аудитории.
Участник ЦЭ записывает номер бланка ответов в пропуск.
По истечении времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы, участник ЦЭ сдает экзаменационные материалы и листы для рабочих записей. Участник ЦЭ, завершивший выполнение экзаменационной работы ранее установленного срока, может покинуть аудиторию.
1.7. Участникам ЦЭ во время его проведения НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ:
· проносить, а также использовать в аудиториях, где проводится ЦЭ, любые предметы, кроме документа, удостоверяющего личность, ручки (гелевой или капиллярной) с чернилами черного цвета, пропуска, калькулятора (только на ЦЭ по химии и физике);
· фальсифицировать данные в области регистрации бланка ответов;
· меняться местами, экзаменационными материалами, использовать помощь других лиц для выполнения экзаменационной работы;
· вносить информацию в бланк ответов после окончания времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы;
· иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы на любом носителе, письменные заметки и иные устройства приема, хранения и передачи информации;
· выносить из аудиторий и пункта проведения ЦЭ экзаменационные материалы, листы для рабочих записей, письменные заметки;
· фотографировать экзаменационные материалы;
· разговаривать между собой, обмениваться любыми материалами и предметами с другими участниками ЦЭ;
· произвольно выходить из аудитории и перемещаться по пункту проведения ЦЭ без сопровождения педагогического работника вне аудитории.
Участник ЦЭ, нарушающий требования прохождения ЦЭ, удаляется из аудитории. Участник ЦЭ, удаленный из аудитории за нарушение требований прохождения ЦЭ, может пройти ЦЭ по данному учебному предмету в иной срок в августе текущего года.
1.8. Участники ЦЭ могут выходить из аудитории по уважительной причине (в том числе плохое самочувствие, физиологические потребности) во время проведения ЦЭ только в сопровождении педагогического работника, который обеспечивает проведение ЦЭ вне аудитории. При выходе из аудитории участник ЦЭ оставляет экзаменационные материалы и листы для рабочих записей на рабочем месте в аудитории рядом с документом, удостоверяющим его личность. Ответственный педагогический работник предварительно в присутствии участника ЦЭ проверяет комплектность оставляемых экзаменационных материалов. Время нахождения участника ЦЭ вне аудитории включается в общее время прохождения ЦЭ. Об этом участник ЦЭ предупреждается до выхода из аудитории.
Правила заполнения бланка ответов
2.1. Информация, внесенная в бланк ответов, обрабатывается ЭВМ автоматически, поэтому при заполнении бланка ответов необходимо точно соблюдать установленный порядок.
2.2. Внесение информации в бланк ответов участниками ЦЭ производится только в специально определенные поля черными чернилами (гелевой или капиллярной ручкой). Каждое поле заполняется начиная с первой клетки. Оставшиеся клетки поля не заполняются.
2.3. Цифры и буквы пишутся в соответствии с образцами написания символов, расположенными в верхней части бланка ответов (в инструкции к экзаменационной работе). Случайные пометки недопустимы.
2.4. Область регистрации бланка ответов заполняется участником ЦЭ на том государственном языке, на котором подано заявление на участие в ЦЭ. Подпись участника ЦЭ на бланке ответов не должна выходить за рамки ограничительной линии. Фамилия, собственное имя и отчество (если таковое имеется) участника ЦЭ, серия и номер документа вносятся в бланк ответов в строгом соответствии с записью в документе, удостоверяющем личность.
2.5. Область ответов состоит из двух частей: части «А» – для ответов на задания с выбором ответа из предложенных вариантов ответов; части «В» – для кратких ответов на задания без выбора ответа.
Часть «А» области ответов состоит из горизонтального ряда номеров экзаменационных заданий. Под каждым номером экзаменационного задания расположен вертикальный столбец из пяти клеток для обозначения выбранного ответа меткой.
Образец метки приведен в бланке ответов. Линия метки не должна быть толстой. Если ручка оставляет слишком жирную линию, вместо метки нужно провести только одну линию (по диагонали клетки). Не допускается исправлять метку графическим способом (заштриховывать) или замазывать корректирующей жидкостью.
Для внесения ответа участник ЦЭ под номером задания должен поставить метку в ту клетку, номер которой соответствует номеру выбранного им ответа.
Ответы на задания части «В» области ответов необходимо записывать справа от номера задания в области ответов, предназначенной для кратких ответов на экзаменационные задания.
Ответ дается только в краткой форме (слово, словосочетание, сочетание букв и цифр или целое число). Каждая цифра, буква или знак минус (если число отрицательное) записываются в отдельную клетку.
Ответ, состоящий из двух слов, пишется слитно, без пробела. Если букв в таком слове окажется больше, чем клеток в поле ответа, то вторую часть слова можно писать более убористо (не соблюдая попадания в клетку). Слово следует писать полностью.
Ответ (слово или словосочетание) дается на языке и в форме (род, число, падеж), которые определяются условием задания. Орфографические ошибки в ответе недопустимы.
Числовой ответ в виде дроби округляется до целого числа по правилам математического округления.
Недопустимо записывать ответ в виде математической формулы или выражения, указывать названия единиц измерения (градусы, проценты, метры, тонны), давать словесные заголовки или комментарии к числу.
2.6. Отмена ошибочной метки (часть «А») производится в поле отмены ошибочных меток. В одном задании можно отменить несколько ошибочных меток. Для отмены ошибочного ответа и указания верного необходимо:
· отменить метку, указав номер экзаменационного задания и номер ошибочно выбранного варианта ответа;
· поставить метку в нужной клетке столбца экзаменационного задания.
· Также необходимо отменять все случайные метки, черточки, точки.
Замена ошибочных кратких ответов на задания и указание правильного ответа (часть «В») производится в соответствующем поле. Для замены ошибочного и указания верного ответа необходимо указать номер неверно выполненного задания и записать правильный ответ.
2.7. Использование ненормативной лексики и иное умышленное нарушение установленного порядка заполнения бланка ответов недопустимо.
Результаты ЦЭ
3.1. Не обрабатываются и не проверяются записи на экзаменационных работах и листах для рабочих записей, бланки ответов без указания фамилии и (или) собственного имени участника ЦЭ.
3.2. Информацию о результатах ЦЭ можно получить на сайте учреждения образования «Республиканский институт контроля знаний» (РИКЗ) rikc.by.
3.3. Участник ЦЭ получает сертификат в учреждении общего среднего образования, в котором он обучается, под роспись в ведомости выдачи сертификатов при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Желаем успехов!
О сертификате ЦЭ
ПОРЯДОК ВЫДАЧИ СЕРТИФИКАТОВ ЦЭ
В соответствии с п. 70 Инструкции по организации и проведению централизованного экзамена, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11.07.2022 № 184 (далее – Инструкция), участники централизованного экзамена (далее - ЦЭ) получают сертификат в учреждении общего среднего образования, в котором они обучаются, под роспись в ведомости выдачи сертификатов при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Согласно п. 71 Инструкции в случае невозможности личного получения участником ЦЭ сертификата по уважительной причине (в том числе заболевание, участие в международных конкурсах и соревнованиях) сертификат получают законные представители несовершеннолетних участников ЦЭ (при предъявлении документов, удостоверяющих личность и подтверждающих статус законного представителя, а также копии документа, удостоверяющего личность участника ЦЭ) или представители участника ЦЭ, действующие на основании доверенности, удостоверенной нотариально или уполномоченным должностным лицом (при предъявлении документов, удостоверяющих личность, а также копии документа, удостоверяющего личность участника ЦЭ).
В соответствии с п. 76 Инструкции не выданные участникам ЦЭ сертификаты находятся в учреждениях общего среднего образования до конца календарного года, следующего за календарным годом, в котором был проведен ЦЭ, по результатам которого выдан сертификат.
ПОРЯДОК ЗАМЕНЫ СЕРТИФИКАТОВ ЦЭ
В соответствии с п. 72 Инструкции сертификат с неверными данными участника ЦЭ подлежит замене после служебного расследования, проведенного УО «Республиканский институт контроля знаний» (далее - РИКЗ).
Согласно п. 73 Инструкции в случае замены документа, удостоверяющего личность, в период после даты регистрации в качестве участника ЦЭ РИКЗ оформляет сертификат в соответствии с данными нового документа, удостоверяющего личность, на основании заявления участника ЦЭ на имя директора РИКЗ и по предоставлении следующих документов:
- копия действующего документа, удостоверяющего личность;
- сертификаты, подлежащие замене.
Для сверки копии документа, удостоверяющего личность, предъявляется его оригинал.
В соответствии с п. 74 Инструкции в случае утраты или приведения в негодность сертификата (в случае полной или частичной утраты сведений, содержащихся в нем) РИКЗ оформляет новый сертификат.
Для получения нового сертификата представляются следующие документы:
- копия документа, удостоверяющего личность;
- заявление на имя директора РИКЗ с указанием причины предоставления нового сертификата;
- пришедший в негодность сертификат - в случае, если сертификат пришел в негодность.
Для сверки копии документа, удостоверяющего личность, предъявляется его оригинал.
Новый сертификат оформляется в течение пяти дней со дня подачи заявления на бланках установленного образца с отметкой «Экземпляр № 2» в правом верхнем углу и действителен до конца календарного года, следующего за календарным годом, в котором был проведен ЦЭ, по результатам которого выдан сертификат.
Сертификаты с повреждениями, не влекущими утрату содержащихся в них сведений, при отсутствии повреждения текста, печати и подписи замене не подлежат.
Согласно п. 75 Инструкции в случае невозможности личного получения участником ЦЭ нового сертификата по уважительной причине (заболевание, участие в международных конкурсах и соревнованиях или иные не зависящие от него обстоятельства) его получают законные представители несовершеннолетнего участника ЦЭ (при предъявлении документов, удостоверяющих личность и подтверждающих статус законного представителя, а также копии документа, удостоверяющего личность участника ЦЭ) или представители участника ЦЭ, действующие на основании доверенности, удостоверенной нотариально или уполномоченным должностным лицом (при предъявлении документов, удостоверяющих личность, а также копии документа, удостоверяющего личность участника ЦЭ).
В РИКЗ необходимо представить:
При замене документа, удостоверяющего личность:
- копию замененного документа или справку из УВД о замене документа, удостоверяющего личность;
- новый документ, удостоверяющий личность;
- копию нового документа, удостоверяющего личность;
- сертификат, подлежащий замене;
- заявление на имя директора РИКЗ. Скачать.docx
При допущенных в сертификате ошибках:
- документ, удостоверяющий личность;
- копию документа, удостоверяющего личность;
- сертификат, подлежащий замене;
- заявление на имя директора РИКЗ. Скачать.docx
При утрате сертификата:
- документ, удостоверяющий личность;
- копию документа, удостоверяющего личность;
- заявление на имя директора РИКЗ с указанием причины выдачи дубликата сертификата; Скачать.docx
- документ, подтверждающий факт подачи в СМИ объявления об утере сертификата.
При приведении в негодность сертификата:
- документ, удостоверяющий личность;
- копию документа, удостоверяющего личность;
- заявление на имя директора РИКЗ с указанием причины выдачи дубликата сертификата; Скачать.docx
- пришедший в негодность сертификат.
О перечне учебных предметов
О ПЕРЕЧНЕ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, ПО КОТОРЫМ ПРОВОДЯТСЯ ИТОГОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ, ВИДАХ, ФОРМАХ И СРОКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВЫХ ИСПЫТАНИЙ В 2024/2025 УЧЕБНОМ ГОДУ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
29 августа 2024 г. № 108
О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2024/2025 учебном году
На основании части второй пункта 3 и части второй пункта 4 статьи 161, части второй пункта 1 статьи 178, части второй пункта 1 статьи 194, части второй пункта 1 статьи 280 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Установить, что в 2024/2025 учебном году:
по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования итоговые испытания в виде выпускного экзамена:
проводятся в основные сроки – с 2 по 13 июня 2025 г., в иные сроки – с 18 по 25 августа 2025 г. для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы базового образования, по следующим учебным предметам:
«Белорусский язык» – изложение в письменной форме;
«Русский язык» – изложение в письменной форме;
«Математика» – контрольная работа в письменной форме;
«История Беларуси» – по билетам в устной форме;
для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, трудностями в обучении, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, проводятся по следующим учебным предметам:
«Белорусский язык»;
«Русский язык»;
«Математика»;
«История Беларуси»;
для учащихся второго отделения специальной школы, специальной школы- интерната для обучающихся с нарушением слуха, учащихся специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, проводятся по следующим учебным предметам:
«Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося);
«Математика»;
«История Беларуси»;
по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования итоговые испытания:
для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования, проводятся в виде централизованного экзамена в письменной форме:
по учебным предметам «Физика», «Математика», «Химия», «Биология»,
«Иностранный язык» (английский, немецкий, испанский, французский, китайский),
«История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «История Беларуси в контексте всемирной истории», «География», «Обществоведение» (по выбору учащегося) в основные сроки – 26 мая 2025 г., резервные дни – в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки – 18 августа 2025 г.;
по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) в основные сроки – 29 мая 2025 г., резервные дни – в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки – 20 августа 2025 г.;
для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, за исключением учащихся с нарушением слуха, нарушениями зрения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, проводятся в виде централизованного экзамена по учебным предметам, указанным в абзацах втором и третьем подпункта 1.2.1 настоящего пункта;
для учащихся с нарушением слуха, нарушениями зрения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, могут проводиться в виде централизованного экзамена или выпускного экзамена по учебным предметам, указанным в абзацах втором и третьем подпункта 1.2.1 настоящего пункта;
для учащихся гимназии – колледжа искусств по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования наряду с учебными предметами, указанными в абзацах втором – пятом подпункта 1.1.1 и в абзацах втором и третьем подпункта 1.2.1 настоящего пункта, обязательным является выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, который проводится в практической форме;
для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования в специальных школах закрытого типа, специальных профессионально- технических училищах закрытого типа, в государственных учреждениях образования (филиалах государственных учреждений образования), находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, республиканских унитарных производственных предприятий, подчиненных Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел, содержащихся под стражей в следственном изоляторе, под стражей в исправительном учреждении, итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования по учебным предметам, указанным в абзацах втором и третьем подпункта 1.2.1 настоящего пункта, могут проводиться в виде централизованного экзамена или выпускного экзамена.
Выпускной экзамен по учебным предметам проводится в основные сроки – с 2 по 11 июня 2025 г., в иные сроки – с 18 по 22 августа 2025 г. в следующих формах:
«Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) – изложение в письменной форме;
«Математика» – контрольная работа в письменной форме;
по иным учебным предметам (по выбору учащегося) по билетам в устной форме;
для учащихся, курсантов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования при освоении содержания образовательных программ профессионально-технического образования и среднего специального образования итоговые испытания проводятся в виде выпускного экзамена по следующим учебным предметам:
«Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) – изложение в письменной форме;
«Математика» – контрольная работа в письменной форме.
Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Министр А.И.Иванец
Выпускные экзамены по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в 2024-2025
Расписание выпускных экзаменов
по завершении обучения и воспитания
на II ступени общего среднего образования в 2024/2025 учебном году
9 «А» класс
Дата |
Начало экзамена |
Предмет |
Форма проведения экзамена |
Ка-бинет |
2 июня |
9.00 |
математика |
в письменной форме |
212 |
4 июня |
9.00 |
белорусский язык |
в письменной форме (изложение) |
216 |
6 июня |
9.00 |
история Беларуси |
в устной форме |
222 |
9 июня |
9.00 |
русский язык |
в письменной форме (изложение) |
228 |
9 «Б» класс
Дата |
Начало экзамена |
Предмет |
Форма проведения экзамена |
Ка-бинет |
2 июня |
9.00 |
математика |
в письменной форме |
208 |
4 июня |
9.00 |
русский язык |
в письменной форме (изложение) |
228 |
6 июня |
14.00 |
история Беларуси |
в устной форме |
222 |
9 июня |
9.00 |
белорусский язык |
в письменной форме (изложение) |
216 |
9 «В» класс
Дата |
Начало экзамена |
Предмет |
Форма проведения экзамена |
Ка-бинет |
2 июня |
9.00 |
белорусский язык |
в письменной форме (изложение) |
216 |
4 июня |
9.00 |
русский язык |
в письменной форме (изложение) |
224 |
7 июня |
9.00 |
история Беларуси |
в устной форме |
222 |
9 июня |
9.00 |
математика |
в письменной форме |
208 |
9 «Г» класс
Дата |
Начало экзамена |
Предмет |
Форма проведения экзамена |
Ка-бинет |
2 июня |
9.00 |
русский язык |
в письменной форме (изложение) |
224 |
4 июня |
9.00 |
математика |
в письменной форме |
212 |
7 июня |
14.00 |
история Беларуси |
в устной форме |
222 |
9 июня |
9.00 |
белорусский язык |
в письменной форме (изложение) |
220 |
Расписание консультаций к выпускным экзаменам
по завершении обучения и воспитания
на II ступени общего среднего образования
в 2024/2025 учебном году
Дата |
Время проведения |
Учебный предмет |
Класс |
Учитель |
Кабинет |
26.05.2025 |
14.20-15.05 |
Русский язык |
9 «В» |
Пархоменко Н.Ф. |
224 |
15.15-16.00 |
Русский язык |
9 «Г» |
Пархоменко Н.Ф. |
224 |
|
27.05.2025 |
13.15-14.00 |
Белорусский язык |
9 «А» |
Ивченкова О.К. |
216 |
11.15-12.00 |
Белорусский язык |
9 «Б» |
Ивченкова О.К. |
216 |
|
12.00-12.45 |
Математика |
9 «Г» |
Коваленко И.В. |
116 |
|
28.05.2025 |
11.15-12.00 |
История Беларуси |
9 «А» |
Шавлюк Л.И. |
222 |
13.15-14.00 |
История Беларуси |
9 «Б» |
Шавлюк Л.И. |
222 |
|
11.15-12.00 |
Белорусский язык |
9 «Г» |
Немера С.Н. |
220 |
|
29.05.2025 |
11.15-12.00 |
Математика |
9 «А» |
Бойко И.Е. |
212 |
11.15-12.00 |
История Беларуси |
9 «В» |
Шавлюк Л.И. |
222 |
|
12.10-12.55 |
История Беларуси |
9 «Г» |
Шавлюк Л.И. |
222 |
|
30.05.2025 |
13.15-14.00 |
Белорусский язык |
9«В» |
Ивченкова О.К. |
216 |
31.05.2025 |
13.15-14.00 |
Математика |
9 «Б» |
Доманевская Н.Е. |
208 |
03.06.2025 |
11.15-12.00 |
Русский язык |
9 «А» |
Горохова М.Г. |
228 |
12.10-12.55 |
Русский язык |
9 «Б» |
Горохова М.Г. |
228 |
|
05.06.2025 |
11.15-12.00 |
Математика |
9 «В» |
Доманевская Н.Е. |
208 |
Мы в соцсетях & RSS