Законность и правопорядок

Ответственность участников

несанкционированных массовых мероприятий

 

В настоящее время много говорят о правах человека, в том числе о провозглашенных международным правом и Конституцией Республики Беларусь праве на свободное выражение своего мнения и праве на мирные собрания.

Однако при этом сознательно умалчивается, что в Международном пакте Организации Объединенных Наций «О гражданских и политических правах» особо подчеркивается, что реализация этих прав налагает особые обязанности и особую ответственность, в связи с чем пользование правами на свободу выражения своего мнения и мирные собрания может быть ограничено национальным законодательством в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод других лиц (статьи 19 и 21 Пакта).

Порядок организации и проведения массовых мероприятий предусмотрен Законом Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь», положения которого направлены на создание условий для реализации конституционных прав и свобод граждан по выражению общественно-политических интересов, в том числе выражению протеста, отношения к действиям (бездействию) лиц и организаций.

Для этого предусмотрены такие массовые мероприятия как митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование.

Организаторами этих массовых мероприятий могут выступать граждане при условии, что в них будут участвовать не более тысячи человек. Организовывать массовые мероприятия с количеством участников свыше тысячи могут только политические партии, профессиональные союзы и иные организации (ч. 2 ст. 4 Закона о массовых мероприятиях).

В зависимости от предполагаемого места проведения массового мероприятия законодательством предусмотрен различный порядок организации такого мероприятия.

Для проведения массового мероприятия в установленных Мингорисполкомом постоянных местах их проведения (это парк Дружбы народов, парк имени 50-летия Великого Октября, парк им. Н.Грековой, Киевский сквер, скверы Жукова и «Тучинский») необходимо письменное уведомление, направляемое организатором массового мероприятия в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган не позднее чем за 10 дней до предполагаемой даты проведения массового мероприятия.

Для проведения массового мероприятия в иных местах организатором за 15 дней до планируемой даты подается в Минский горисполком заявление с обязательством об их ответственности.

О принятом решении исполком уведомит организаторов за 5 дней до даты планируемого массового мероприятия (ч. 1 ст. 6 Закона о массовых мероприятиях).

До получения разрешения на проведение массового мероприятия (подачи уведомления о проведении массового мероприятия) его организатор, а также иные лица не вправе публично призывать к организации и проведению массового мероприятия, в том числе объявлять в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет или иных информационных сетях о дате, месте и времени его проведения, изготавливать и распространять в этих целях листовки, плакаты и иные материалы.

При этом организаторам придется учитывать некоторые ограничения. Не допускается проведение массовых мероприятий на Октябрьской площади, площадях Независимости и Победы, на проспекте Победителей, проспекте Независимости на участке от площади Независимости до площади Калинина, на территории, прилегающей к зданию государственного учреждения «Национальная библиотека Беларуси», а также на объектах метрополитена, вблизи зданий официальной резиденции Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, учреждений здравоохранения, судов, органов прокуратуры.

Во время массового мероприятия запрещено препятствовать движению транспорта и пешеходов; устанавливать палатки, иные временные сооружения; препятствовать сотрудникам ОВД выполнять служебные обязанности; пользоваться незарегистрированными флагами, вымпелами и пр.

Запрещено привлекать к участию в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации и пикетировании граждан за материальное вознаграждение (ч. 4 ст. 10 Закона о массовых мероприятиях).

Если порядок нарушен, наступает ответственность. В зависимости от последствий – административная или уголовная.

Например, за участие в несанкционированном митинге грозит предупреждение, или административный штраф до 30 БВ, или арест (ч. 1 ст. 23.34 КоАП). Если имело место участие за деньги, то штраф составляет от 30 до 50 БВ либо может быть применен арест (ч. 4 ст. 23.34 КоАП).

Если в ходе несанкционированного массового мероприятия причинены телесные повреждения окружающим или нанесен ущерб в крупном размере, то наступает уголовная ответственность их организаторов. Это арест либо ограничение или лишение свободы на срок до трех лет (ст. 369-3 УК).

Агрессивное поведение группы людей в ходе несанкционированного мероприятия в виде совместного вооруженного сопротивления представителям власти, поджогов, погромов, насилия над окружающими или уничтожения имущества признают массовыми беспорядками. Такие действия участников влекут за собой лишение свободы на срок от трех до восьми лет (ч. 2 ст. 293 УК).

Организация или призыв к организации несанкционированного массового мероприятия может повлечь за собой штраф от 20 до 40 БВ или административный арест, а для юридического лица – от 20 до 100 БВ (ч. 2 ст. 23.34 КоАП).

По фактам совершения гражданами в ходе избирательной кампании деяний, содержащих признаки преступлений, следственными подразделениями УСК Республики Беларусь по г. Минску возбужден ряд уголовных дел.

14 и 15 июля группа граждан в городе Минске под формальным поводом организовала групповые действия в виде незаконного массового мероприятия – уличного шествия, в результате чего был грубо нарушен общественный порядок.

По данному факту возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 1 ст. 342 УК (Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них).

Действия некоторых лиц, принявших активное участие в указанном мероприятии, были сопряжены с сопротивлением представителям власти и насилием в отношении сотрудников милиции, в связи с чем в отношении них возбуждены уголовные дела по статьям 363 УК (Сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу, охраняющим общественный порядок) и 364 УК (Насилие либо угроза применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел).

В вечернее время 9 августа и в последующие дни в городе Минске имели место массовые беспорядки, которые сопровождались насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества и вооруженным сопротивлением представителям власти.

По данным фактам возбуждены уголовные дела по чч. 1, 2, 3 ст. 293 УК (Массовые беспорядки).

Массовые беспорядки сопровождались умышленным блокированием дорог и угоном автотранспорта, в связи с чем возбуждены уголовные дела по ст.ст. 214 УК (Угон транспортного средства или маломерного судна) и 310 УК (Умышленное блокирование транспортных коммуникаций).

Прокурорами и следователями возбужден и расследуется ряд уголовных дел в связи с посягательством на жизнь и здоровье сотрудников милиции в ходе несанкционированных массовых мероприятий. Имели место факты умышленного совершения водителями транспортных средств наездов на сотрудников правоохранительных органов. В отдельных случаях действия подозреваемых квалифицированы по ст. 362 УК как покушение на убийство работника милиции.

Следственными подразделениями также проводятся проверки по заявлениям граждан о неправомерных действиях сотрудников милиции с применением спецсредств и причинением телесных повреждений при задержании, во время доставлении и содержания в условиях изоляции.

При этом следует отметить, что в соответствии со ст. 167 УПК уголовное дело может быть возбуждено лишь при наличии к тому достаточных оснований.

Для принятия законных процессуальных решений следователям необходимо провести значительный объем проверочных действий, среди которых – истребование медицинских документов из учреждений здравоохранения, проведение судебных экспертиз, опрос фигурантов, очевидцев, истребование и детальное изучение видеозаписей. Для объективной оценки произошедшего подлежит проверке причастность заявителей к массовым беспорядкам.

Таким образом, правовая оценка будет дана как действиям участников несанкционированных мероприятий, так и сотрудников милиции.

В этой связи с учетом количества поступающих заявлений и объема работы, которую необходимо выполнить, не следует ожидать быстрого принятия процессуальных решений.

В свою очередь органами прокуратуры будет обеспечен надлежащий прокурорский надзор за законностью процессуальных решений по заявлениям о преступлениях, а также при расследовании уголовных дел.

 

Реализация права на забастовку

Необходимо взвешенно и осмотрительно реагировать на призывы участия в политизированных массовых мероприятиях, именуемых забастовочным движением, не поддаваться провокациям, способным ухудшить взаимоотношения с нанимателями, причинить иные негативные последствия правам и интересам других граждан.

В соответствии со ст.41 Конституции Республики Беларусь граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая, в том числе, право на забастовку.

Статьями 11 и 388 Трудового кодекса определено право работников на забастовку – временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Трудовым кодексом определена процедура подготовки и проведения забастовки.

Решение о проведении забастовки принимается на собрании или конференции тайным голосованием.

Представительный орган работников обязан в письменной форме уведомить нанимателя о решении провести забастовку не позднее двух недель до ее начала.  

Принуждение к участию в забастовке либо отказу от участия в ней запрещается.

Реализация работником своего права на забастовку не должна преследовать политических целей, иначе такая забастовка может быть признана незаконной в судебном порядке.

В соответствии со ст.396 Трудового кодекса за работниками, участвовавшими в забастовке, заработная плата за все время забастовки не сохраняется. Период участия в забастовке не включается в стаж, дающий право на отпуск.

За работниками, отказавшимися в письменной форме от участия в забастовке, но в связи с ней не имевшими возможности исполнять свои трудовые обязанности, заработная плата за все время забастовки выплачивается в размерах, не ниже установленных законодательством за простой не по вине работника.

Участники забастовки, признанной судом незаконной, в силу ст. 397 Трудового кодекса могут быть привлечены к дисциплинарной и иной ответственности, предусмотренной законодательством.

Организаторы забастовки, не связанной с разрешением трудовых споров, необоснованно подменяют несовместимые правовые понятия: забастовку как форму разрешения коллективных трудовых споров и массовое мероприятие, цель которого –  выражение политических мнений и требований и для проведения которого предусмотрены другие правовые механизмы.

Таким образом, организация забастовки не для разрешения коллективного трудового спора и невыход в связи с этим на рабочие места является нарушением трудовой дисциплины (прогулом). За это установлена дисциплинарная ответственность.

Лица, которые путем насилия или угрозы применения насилия принуждают к участию в забастовке либо отказу от участия в ней, привлекаются к уголовной ответственности по ст.200 УК.

О преследовании педагогов – членов избирательных комиссий

В связи с участием учителей в составе участковых избирательных комиссий в настоящее время экстремистки настроенными элементами осуществляется агрессивное преследование и травля педагогов. Звучат оскорбления и откровенные угрозы.

Существуют государственные механизмы защиты прав от указанных посягательств.

Уголовным кодексом предусмотрена ответственность за клевету (ст.188 УК) и оскорбление (ст.189 УК).

Это дела частного обвинения. То есть эти дела возбуждаются по заявлениям потерпевших.

Обращение в правоохранительные органы и суды с такими заявлениями не является постыдным поведением либо трусостью. Можно обращаться с такими заявлениями и в органы прокуратуры. Нельзя позволять агрессивным элементам сеять страх и беспорядок в обществе.

В сложившейся ситуации от педагогов требуется проявлять активную гражданскую позицию и не оставаться равнодушными к деструктивному поведению нашей молодежи, учащихся и студентов.

Их неокрепшее сознание, отсутствие жизненного опыта и свойственная молодости бравада являются благодатной почвой для деятельности разного рода экстремистов и террористов.

Необходимо разъяснять молодежи по ложный характер пути конфликтов и раскола общества.

Только совместными усилиями всего общества мы сможем обеспечить справедливость, законность и правопорядок!

 

 

поделиться в:

Интернет-ресурсы: