Почему аккумуляторные батареи могут привести к пожару?
Литий-ионные аккумуляторные батареи благодаря своей высокой плотности энергии, стабильной производительности, длительному сроку службы, низкому саморазряду, быстрой зарядке и долговечности нашли широкое применение в повседневной жизни. Однако, несмотря на защиту данного типа батарей с помощью механизмов обеспечения безопасности, пожары от них являются относительно частым явлением.
Работы по созданию аккумулятора на основе лития были начаты ещё в 1912 году, а первые коммерческие образцы были выпущены только в 1991 году, что связано с проблемой обеспечения их безопасной эксплуатации. Одной из основных явилось образование дендритов, игольчатых кристаллов лития, растущих между электродами. Их рост приводил к внутреннему короткому замыканию аккумулятора и выходу его из строя (порой с воспламенением и взрывом). Однако достоинства литиевых аккумуляторов оказались настолько очевидны, что их разработка продолжилась и был достигнут разумный компромисс между эксплуатационными характеристиками и требованиями безопасности, в частности, за счет создания литий-ионных аккумуляторных батарей (Li-ion). В 2019 году ученые С.Уиттингем, Дж.Гуденаф и А.Есино удостоены Нобелевской премии по химии с формулировкой «За развитие литий-ионных аккумуляторов».
Превалирующее большинство литий-ионных аккумуляторных батарей конструктивно производится в цилиндрическом и призматическом вариантах. В цилиндрических аккумуляторах свернутый в виде рулона пакет электродов и сепаратора помещен в стальной или алюминиевый корпус, с которым соединен отрицательный электрод (анод). Положительный электрод (катод) аккумулятора выведен через изолятор на контактную площадку.
Призматические аккумуляторы производятся складыванием прямоугольных пластин друг на друга. Призматические аккумуляторы обеспечивают более плотную упаковку в аккумуляторной батарее, но в них труднее, чем в цилиндрических, поддерживать сжимающие усилия на электроды. В некоторых призматических аккумуляторах применяется рулонная сборка пакета электродов, который скручивается в эллиптическую спираль. Это позволяет объединить достоинства двух описанных выше модификаций конструкции.
Безопасная эксплуатация литий-ионных аккумуляторов учтена в их конструкции: большинство корпусных аккумуляторов снабжены предохранительными клапанами. При превышении давления внутри корпуса клапан (при его исправности) разрывается и сбрасывает давление наружу, предотвращая накопление давления внутри и разрушение корпуса. Также, с учетом того, что литий-ионные аккумуляторы чувствительны к перезаряду и разряду, последние снабжаются системами контроля заряда-разряда – BMS (Battery Management System) платами управления, обеспечивающими защиту и балансировку элементов питания в сборе.
Выбор электролита, который во многом определяет стабильность работы литий-ионного аккумулятора, зависит от электродных материалов. Обычно используется смесь органических растворителей, основой которой является этиленкарбонат (ЭК) и диэтилкарбонат (ДЭК). В смесь вводят различные литиевые соли, например LiPF6, тип которых определяет проводимость электролита, состав и морфологию пассивного слоя на положительном и отрицательном электродах. Электролит находится в порах матричного сепаратора из полиолефина.
Высокая агрессивность, токсичность и пожароопасность органического электролита в литий-ионных аккумуляторах требует надежной герметизации источника тока. Для исключения термического разгона используют специальный сепаратор, который при температуре 1100С претерпевает фазовые изменения и закрывает поры, в результате чего значительно увеличивается его внутреннее сопротивление и уменьшается токовая нагрузка.
Из-за воздействия агрессивных факторов стабильная структура литий-ионного аккумулятора может быть повреждена, что спровоцирует пожарную опасность. Эти факторы можно свести к нескольким основным типам: физические, электрические и тепловые факторы, а также производственный дефект и старение батареи.
Физический фактор. Деформация батареи, вызванная приложенной внешней силой, является главной чертой физического фактора, где основным условием является именно механическое воздействие и, как следствие, повреждение батареи. Многие происшествия, связанные с литий-ионными аккумуляторами, произошли после их деформации. Известно, что во время аварии с участием электромобиля одна батарея или батарейный блок могут деформироваться под действием внешней силы. Деформация батареи может привести к опасным последствиям:
- электроды могут соприкасаться, вызывая внутреннее короткое замыкание; - воспламеняющийся электролит протекает, что может привести к пожару.
Электрический фактор. Внешнее короткое замыкание, перезаряд и чрезмерный разряд являются основными чертами электрического фактора, где внешнее короткое замыкание батареи происходит после того, как электроды с разницей напряжений соединены проводниками. Во время внешнего короткого замыкания аккумулятор находится в состоянии быстрого разряда, и ток разряда может быть намного больше, чем в нормальном состоянии. После этого батарея подвергается сильному повышению температуры (за счет выделения Джоулевого тепла), что может привести к серьезным последствиям, таким как возгорание.
Когда напряжение разомкнутой цепи батареи заряжается выше допустимого, происходит перезаряд. Отказ системы управления батареей является обычной причиной перезаряда, так что зарядка батареи будет продолжаться непрерывно. В результате увеличивается внутреннее давление батареи, происходит деформация батареи и утечка электролита. Кроме того, в процессе перезаряда также наблюдается сильное выделение тепла и газа, а чрезмерная потеря ионов лития на катоде при перезаряде приводит к структурному разрушению катода и последующему выделению кислорода. Выделяющийся кислород ускоряет разложение электролита, после чего образуются газы. Следовательно, пожарная опасность, связанная с перегруженной батареей, значительно повышается.
Аналогично, в случае отказа системы управления батареей, возможен разряд ниже допустимого напряжения. Чрезмерный разряд приводит к чрезмерной потере ионов лития на аноде, что разрушает стабильную структуру анода и вызывает необратимые повреждения. Между тем, такие газы, как CO и CO2, также могут генерироваться, что приводит к набуханию батареи. Кроме того, чрезмерный разряд приведет к растворению медного коллектора. Растворенная медь мигрирует и осаждается на поверхности анода, который повреждает сепаратор, вызывая короткое замыкание.
Тепловой фактор. Помимо перегрева, вызванного физическими или электрическими факторами, термический сбой также может быть вызван внешней высокой температурой и перегревом. Тепловой фактор приводит к резкому повышению температуры батареи, плавлению сепаратора, разложению электродов/электролита и многочисленным побочным реакциям и т.д. Другими словами, тепловое воздействие является основной причиной теплового разгона батареи. Следует отметить, что как физические, так и электрические факторы, так же, в конечном счете, вызывают тепловой разгон. Это происходит, когда катод и анод контактируют друг с другом из-за выхода из строя сепаратора батареи.
Производственный дефект и старение. Помимо внешних факторов, внутренние дефекты батареи: некачественный сепаратор, загрязнение материала и неправильно расположенные компоненты - могут привести к выходу батареи из строя и созданию пожароопасных условий. Дефекты катодного материала снижают производительность батареи и повышают риск термической опасности. Кроме того, низкокачественный сепаратор снизит эффективность прохождения Li+ через сепаратор и приведет к серьезному покрытию его литием, который в дальнейшем проникнет в сепаратор и вызовет внутреннее короткое замыкание. Неправильное расположение компонентов также вредно для работы батареи, ухудшает тепловыделение и, следовательно, снижает пожарную безопасность батареи.
Наконец, из-за ухудшения качества, связанного со старением батареи, ее пожарная опасность соответственно возрастет. Старая батарея будет терять большое количество лития и активных веществ. По мере прогрессирования старения батареи степень покрытия Li будет постепенно увеличиваться и впоследствии образуется дендрит. Дендрит может проникнуть в сепаратор и образовать мостик между электродами, что вызовет микрозамыкание внутри батареи и в конечном итоге приведет к выходу батареи из строя и, возможно, пожару/взрыву.
Рекомендации спасателей при сильном дожде и ветре
МЧС рекомендует при сильных ливнях принять меры предосторожности:
- При получении информации о выпадении обильных осадков воздержитесь от поездок по городу, по возможности оставайтесь в квартире или на работе. Включите средства проводного и радиовещания.
- Если сильный дождь застал Вас на улице, не спускайтесь в подземные переходы и другие заглубленные помещения. Постарайтесь укрыться в зданиях расположенных выше возможного уровня подтопления.
- Если здание (помещение), в котором вы находитесь, подтапливает, постарайтесь покинуть его и перейти на ближайшую возвышенность.
- Если покинуть здание не представляется возможным, то поднимитесь на вышерасположенные этажи, выключите электричество и газ, плотно закройте окна, двери и сообщите о своем местонахождении в дежурную службу МЧС по тел. 101.
Рекомендации спасателей для водителей при сильных ливнях:
- Заранее перепаркуйте автомобили из низинных мест.
- Не оставляйте автомобили на стоянках в местах, где часто происходят подтопления.
- Если сильный дождь застал Вас в личном транспорте, не пытайтесь преодолеть подтопленные участки. Медленно перестройтесь в крайний правый ряд (на обочину) и, не прибегая к экстренному торможению, прекратите движение. Включите аварийные огни и переждите ливень. В случае стремительного прибывания воды покиньте транспортное средство и пройдите на возвышенный участок местности или в ближайшее здание.
При усилении ветра спасатели рекомендуют:
- если нет экстренной необходимости, постараться не покидать квартир, офисов. Необходимо закрыть форточки и окна, не подходить к ним близко;
- если сильный ветер застал Вас на улице, укройтесь в ближайшем здании;
- если нет возможности укрыться, то следует находиться как можно дальше от зданий;
- не пытайтесь прятаться за остановками общественного транспорта, рекламными щитами, недостроенными зданиям, под деревьями;
- смертельно опасно при сильном ветре стоять под линией электропередач и подходить к оборвавшимся электропроводам;
- не ставьте автомобили около рекламных щитов, высоких деревьев, так как велика вероятность их падения.
При грозах, которые нередко сопровождают неблагоприятные погодные явления, спасатели рекомендуют:
- если Вы находитесь в помещении, закройте окна, двери;
- отключите от сети радио, телевизор, и другие электробытовые приборы;
- не разговаривайте по телефону, не пользуйтесь мобильным телефоном;
- во время ударов молнии не подходите близко к электропроводке, молниеотводу, водостокам с крыш, антенне, не стойте рядом с окном;
- если Вы находитесь в лесу, то укройтесь в низкорослом участке леса, не укрывайтесь вблизи высоких и одинокостоящих деревьев;
- при нахождении в водоеме выйдите из воды, отойдите от берега, спуститесь с возвышенного места в низину;
- если грозовой фронт настиг Вас во время занятий спортом, то немедленно прекратите их. Металлические предметы (мотоцикл, велосипед и т.д.) положите в сторону и отойдите от них на 20-30 метров;
- если гроза застигла Вас в автомобиле, не покидайте его, при этом закройте окна и отключите радиоприемник.
Мы в соцсетях & RSS